Аутсорсинг безопасности бизнеса. Быть или не быть?

К написанию этой статьи подтолкнули дискуссии и порой очень горячие споры специалистов в области безопасности, бизнесменов, и просто обывателей. Суть нескончаемых споров по теме аутсорсинг безопасности бизнеса можно свести к трем основным вопросам: — может ли владелец бизнеса доверять обеспечение безопасности стороннему подрядчику? — что лучше аутсорсинг безопасности или штатная структура безопасности? — для чего и кому нужен аутсорсинг безопасности и нужен ли он вообще?

Для начала, хотелось бы внести ясность и уточнить смысл терминов — «аутсорсинг», «безопасность», «безопасность бизнеса». Разные источники дают свои определения этим понятиям, порой сложные для восприятия даже самих специалистов отрасли. Не люблю больших текстов, сложных и непонятных терминов, поэтому в этой статье, постараюсь выразить свои мысли как можно короче и доступней, чтобы было понятно не только профессионалам, но и обывателям. Итак:

«Аутсорсинг», в целом, это передача выполнения каких — то задач сторонней, подрядной компании либо лицу, не вводя их в штат своей организации, т.е. привлечение специалистов для решения задач извне. Тут все просто и понятно.

«Безопасность» (по Дмитриеву) — это такое состояние, когда вам никто и ничто не угрожает». Тоже, коротко и ясно.

«Безопасность бизнеса» — очень много определений, оно и понятно, т.к. этот термин состоит из нескольких составляющих. Говорить и писать об этом можно бесконечно. Коротко, хотелось бы остановиться на общей характеристике безопасности бизнеса. Специалисты используют разные классификации, термины и описания видов безопасности, но суть и задачи безопасности от этого не меняются. Выбираем, опять же по принципу доступности и легкости восприятия, классическую квалификацию, согласно которой, выделяют как минимум пять основных подвидов безопасности:

  1. Физическая охрана.
  2. Экономическая безопасность.
  3. Внутренняя безопасность.
  4. Информационная безопасность.
  5. Техническая укрепленность.

 Описывать каждую нет необходимости. Вместе с тем, важно помнить, что каждая составляющая может работать сама по себе и в разных вариантах в комплексе, все зависит от потребностей бизнес-структуры. Естественно, есть множество факторов, влияющих на выбор методов и инструментов обеспечения безопасности, начиная от масштабов бизнеса, заканчивая расположением офиса, если он есть, конечно. Кому то и обычного засова на входной двери достаточно для того, чтобы обезопаситься. Однако, если подходить к вопросу безопасности бизнеса (в широком смысле слова), серьезно и по крупному, то без этих пяти составляющих, функционирующих в симбиозе, не обойтись. Вернее так, обойтись можно, в разных вариантах, без какой-то составной или составных, но эффективность снизиться, а в некоторых случаях может равняться нулю.

Объединяем определения терминов и резюмируем, — «Аутсорсинг безопасности бизнеса» — это передача задач по обеспечению состояния, когда ничто и никто не угрожает вам и вашему бизнесу. Минимизация всяческих рисков несущих угрозу жизни, здоровью, имуществу, материальным ценностям, и финансам. На мой взгляд, получилось достаточно доступно и не заморочено, основные моменты обозначены.

В сфере безопасности я поработал и в финансовых структурах, и в предприятии с государственным участием, и в частном бизнесе. Из опыта работы скажу так, по моему мнению, самый высокий уровень безопасности организован в банках и крупных акционерных обществах, в том числе с государственным участием;

— второе место занимают крупные бизнес-структуры, менее крупные акционерные общества, холдинги, некоторые государственные предприятия;

— на последнем месте — представители самого большого сегмента малого и среднего бизнеса.

По вопросам безопасности бизнеса написано достаточно большое количество работ, статей и публикаций, как профессиональными экспертами в этой сфере, так и специалистами — экономистами, маркетологами, пиарщиками, HR и другими, деятельность которых так или иначе связана или пересекается с вопросами всевозможных внешних или внутренних рисков для бизнеса. В многочисленных материалах высказываются видение и мнения по решению актуальных вопросов, связанных с угрозами и рисками для бизнес-процессов. Специалисты и эксперты анализируют, обсуждают, проводят семинары, научные конференции, в чем-то соглашаются друг с другом, в чем-то нет, ищут и находят методы по выявлению новых угроз и инструменты для противодействия им. Но вот в чем парадокс, зная о постоянных рисках, собственники бизнеса и руководители компаний, для которых собственно и делается вся эта работа, отводят вопросу безопасности чуть ли не последнюю роль в организации бизнеса. Не все кончено, но многие. Повторюсь, особенно представители малого и среднего бизнеса. Подход такой: беда может случиться с каждым, только не со мной. Это небольшое вступление, в общем, о безопасности и об отношении к ней собственников бизнеса. Вернемся к теме о спорных вопросах.

Впервые, мысль о создании предприятия оказывающего услуги аутсорсинга безопасности возникла после очередного крупного сокращения штата СБ в коммерческой структуре. Ни для кого не секрет, что время от времени в компаниях проводятся мероприятия по реструктуризации и оптимизации. В такой период каждый нормальный руководитель структурного звена отстаивает и защищает интересы своей сферы деятельности, пишут мотивированные служебные записки, анализируют результаты работы, просчитывают рентабельность и прибыльность, обосновывают необходимость своего подразделения, штата и затрат на этот штат. Как правило, в такой ситуации «под пресс» попадают и сокращаются по живым людям подразделения с наименьшим КПД, в этом списке в первых рядах и штатные службы безопасности. Надо сказать, такие действия руководства компаний, очень часто, во многом оправданы. Посудите сами, содержание штата СБ это не малые затраты, а если учесть тот факт, что часть сотрудников используют свое рабочее время не совсем для решения прямых задач, то действительно, почему бы их не сократить? Сократили штат, что дальше? Урезали расходы на содержание, увеличили нагрузки на оставшихся, если они остались. А если сократили полностью? Почему бы не отдать выполнение этих задач или часть задач подрядчику, т.е. аутсорсеру? Вот тут и начинаются разногласия.

 Основным аргументом оппонентов аутсорсинга безопасности выдвигается то, что это деликатная, требующая конфиденциальности тема и доверять выполнение этих функций людям со стороны никак нельзя. В доказательство приводятся причины и возможные риски, в чем-то обоснованные, в чем-то весьма спорные. Но выводы делаются однозначные: безопасностью должны заниматься штатные сотрудники СБ, назначенные из числа «своих» людей.

Контраргумент: Мы все привыкли мыслить стереотипами, которые навязываем другим. Особенно тогда, когда это выгодно, выражать субъективное мнение и отстаивать его как истину в последней инстанции. Во — первых, самое простое, почему при аргументировании исключается то, что аутсорсер тоже может быть «своим» проверенным и надежным партнером. Второе, стоял и стою на том, что понятия «свой» и «не свой» не так далеки друг от друга, как может показаться. Сегодня «не свой», а завтра «не разлей вода». Кроме того, уверен, что каждый из нас может вспомнить историю из жизни, когда так называемые «свои» оказывались хуже «чужих», когда человек считавшийся другом подводил в ответственный момент. В связи с этим считаю, что аргумент «свой — не свой» недостаточно убедителен. Мы привыкли к привлечению приходящих бухгалтеров, айтишников, юристов, охранников и других специалистов, которые при выполнении задач сталкиваются и получают доступ к тому, что можно отнести к конфиденциальным данным или коммерческой тайне. На мой взгляд, в данном случае нужно смотреть объективно, только на человеческие качества или как говорили в недалеком прошлом на его профессиональные, деловые и морально-психологические качества. Вопрос о привлечении или не привлечении аутсорсера должен рассматриваться только с позиций «порядочный — не порядочный», «надежный — не надежный», «честный — бесчестный». Вот тут есть сложности, бесспорно, должны быть как минимум рекомендации, но ведь «Москва тоже не сразу строилась». Для этого нужно работать, заслужить авторитет перед целевой аудиторией. Первый круг ЦА, как говорят маркетологи, это наши знакомые, т.е. «свои» и это бесспорно, а так же те кому тебя могут порекомендовать «свои», а дальше закон рынка. Показал себя с хорошей стороны, заработал положительные отзывы и рекомендации — работаешь дальше и процветаешь, облажался — извини, хоть ты в «доску свой», хоть «не свой» доверия не будет, ибо как сказал классик — «Единожды солгавши, кто тебе поверит?»

 «Лучше или хуже?». На мой взгляд, чтобы ответить на этот вопрос нужно подходить с позиции потребностей бизнеса, что называется индивидуально. Невозможно дать однозначный ответ приемлемый для всех. Каждый бизнес строится по — своему, в любом есть свои специфика и нюансы. Можно лишь в общих чертах говорить о плюсах и минусах аутсорсинга и штатной СБ.

 ​​Явных минусов, кроме того, что есть риски встретиться с не благонадежным аутсорсером я не вижу. Согласен, минус большой и вопрос требует тщательного подхода в выборе партнера, чтобы не нарваться на проходимцев.

 Из плюсов я бы выделил следующие моменты:

  1. Самый основной на мой взгляд это финансовая сторона, экономия при оплате услуг аутсорсера может достигать 50% от затрат на содержание штатных сотрудников и рабочих мест для них;
  2. Не менее важный положительный момент — это исключение коррупционной составляющей — возможности сговора аутсорсера, в отличие от сотрудников штатной СБ, с персоналом компании, в результате чего исключение принятия не объективных решений при проведении служебных проверок и расследований;
  3. Достижение максимальной объективности при принятии решений, в связи с исключением функциональной зависимости от администрации компании, аутсорсер подотчетен только первому руководителю или владельцу бизнеса;
  4. Доступность и регулируемые цены. Независимо от категории и оборотов бизнеса, услугами аутсорсера может воспользоваться и владелец крупного бизнеса, и индивидуальный предприниматель с минимальным доходом, и частное лицо. Услугу аутсорсера можно получить и в разовом порядке.

 «Кому нужен аутсорсинг безопасности и нужен ли вообще?». Тут, как говорится, дело хозяйское. На мой взгляд для ответа на этот вопрос нужно исходить от того кому вообще нужна безопасность в целом, а если нужна, то в каком объеме. С крупными игроками бизнеса и финансовыми структурами все ясно, там уделяется достаточно внимания этим вопросам и это понятно, такие структуры всегда нуждаются в обеспечении безопасности в полном или максимальном объеме. Штатная служба или аутсорсинг решать владельцу. К слову сказать, такие компании тоже обращаются к услугам аутсорсера, например в связи с аудитом штатной СБ, дополнительной проверкой данных предоставленных ими, для проверки самих сотрудников СБ и т.д.. Гораздо острей стоит вопрос по субъектам среднего, а еще больше малого бизнеса. Не каждый бизнесмен из этой категории может позволить себе содержать штатную службу, а некоторым и штатный сотрудник СБ не по карману. С другой стороны, многим это просто не нужно, зачем содержать штатного сотрудника или структуру, если прибегать к его услугам раз в неделю, в месяц или того реже? В этом случае считаю, что лучшего варианта, чем услуга аутсорсера нет. Оплатил разовую услугу в нужном тебе объеме или подписал абонентский договор на минимальный пакет и получил в полном объеме то же самое, что получает крупная компания со штатной СБ, но при этом затратил намного меньше его. Выгодно? Бесспорно. Другой вопрос как к этому относится сам бизнесмен, но это уже совсем другая история.

 Таким образом, хотелось бы подытожить свои мысли. Аусторсинг или штатная СБ, лучше или хуже, нужен или нет — каждый решает для себя сам. И на сегодняшний день, независимо от мнения дискуссирующих сторон, аутсорсинг безопасности как услуга существует и востребована на рынке.

Удачи вам, господа!

 

С уважением,

Рустам Мирзабаев, руководитель Аутсорсинговой компании «Бюро независимых расследований», Казахстан. Алматы. 2017 г.